Bmw 3 series compact (2001

Модели прототипов

M3 Compact

В 1996 году, в ознаменование 50-й годовщины немецкого автомобильного журнала Auto, Motor und Sport, подразделение BMW M выпустило один автомобиль ручной сборки M3 Compact. В этой машине присутствовали все технические и оптические характеристики серийных машин E36 M3.

E36 M3 Compact

Однако, она имела более компактную форму, четырех-трубную выхлопную систему, спортивные сиденья Recaro, ремни безопасности с креплением в четырех точках, а также рулевое колесо и рычаг скоростей Alcantara. Этот автомобиль часто воспринимался как испытательный прототип для модели Z3 M Coupe. Машина была подарена автомобильному журналу, и в настоящее время находится в штаб-квартире M GmbH, в Гархинге, Мюнхен.

Поколения и комплектации

316i MT M43B16 1.6 л 102 л.с.
318tds MT M41D17 1.7 л 90 л.с.
318i MT M43B18 1.8 л 115 л.с.
320i MT M52B20 2.0 л 150 л.с.
323i MT M52B25 2.5 л 170 л.с.
325tds MT M51D25 2.5 л 143 л.с.
328i MT M52B28 2.8 л 193 л.с.
316i MT M43B16 1.6 л 102 л.с.
318tds MT M41D17 1.7 л 90 л.с.
316i MT M43B19TÜ 1.9 л 105 л.с.
323i MT M52B25 2.5 л 170 л.с.
318i MT M43B18 1.8 л 115 л.с.
320i MT M52B20 2.0 л 150 л.с.
320i MT M50B20 2.0 л 150 л.с.
325i MT M50B25 2.5 л 192 л.с.
328i MT M52B28 2.8 л 193 л.с.
316i MT M43B16 1.6 л 102 л.с.
320i MT M52B20 2.0 л 150 л.с.
320i MT M50B20 2.0 л 150 л.с.
323i MT M52B25 2.5 л 170 л.с.
325i MT M50B25 2.5 л 192 л.с.
328i MT M52B28 2.8 л 193 л.с.
316i MT M40B16 1.6 л 99 л.с.
316i MT M43B16 1.6 л 102 л.с.
318tds MT M41D17 1.7 л 90 л.с.
318i MT M40B18 1.8 л 113 л.с.
318i MT M43B18 1.8 л 115 л.с.
320i MT M52B20 2.0 л 150 л.с.
320i MT M50B20 2.0 л 150 л.с.
323i MT M52B25 2.5 л 170 л.с.
325i MT M50B25 2.5 л 192 л.с.
325td MT M51D25 2.5 л 115 л.с.
325tds MT M51D25 2.5 л 143 л.с.
328i MT M52B28 2.8 л 193 л.с.

В дорожных условиях

Любители дизельных двигателей оценят турбодизельную аккумуляторную топливную систему 320td. 316ti же весьма юркая и быстрая модель, разгоняющаяся до «сотни» за 10,7 секунд, но не превышающая 200км/ч. 325 ti разгонится до 100км/ч за 6,9 секунд, достигая 250км/ч после этого. 320td также может похвалиться экономичным расходом – 4,6 литров на 100км в среднем, что явно сказалось на активные продажи модели.

Конкурентам серии в виде SEAT Leon и Audi A3 не достаёт заднеприводной динамики и звука шестицилиндрового двигателя. Излишнее вращение руля компенсируется системой стабилизации, а также нельзя забывать о вспомогательном торможении и антипробуксовочной системе. Нестабильность и скачки подвески старых «компактов» тоже остались позади, даже 16-дюймовые диски на новых моделях обеспечивают достойную езду.

Рулевое управление было улучшено, всё происходит быстрее и активнее, чем у большинства автомобилей 3-й серии. Даже если у вас нет денег на модели с шестью цилиндрами, то 316ti и 318ti – прекрасный выбор, обеспечивающий хороший крутящий момент и неслабую мощь, за что можно благодарить многоклапанную конструкцию их двигателей.

Интерьер

Очень большим изменениям, по сравнению с предыдущей моделью, поддался и салон BMW E36. Причем, изменения оказались резко положительными. Переднее пространство автомобиля отличалось высококачественными креслами, обитыми дорогой кожей. Они обеспечивали комфортное передвижение, а также достаточное количество свободного места. Для задних пассажиров предусматривался большой диван, отделанный кожей. Места там было не совсем много, но достаточно для комфортного передвижения.

Отлично для своего возраста сочетается центральная консоль, которая элегантно соединяется с приборной панелью BMW E36 с помощью дефлектора воздуха

Особых деталей, на которые стоит обращать пристальное внимание, в салоне нет. Штатная магнитола способна воспроизводить только кассеты, поэтому сейчас ею никто не пользуется, но выглядит она довольно красиво и привлекательно

Управление климатической установкой предельно простое. Оно осуществляется с помощью привычных шайб. Одна из шайб задает темп, вторая — температуру, а третья регулирует направление воздуха. В нижней части располагается штатное место для перевозки аудиокассет.

Тоннель встречает владельцев автомобиля прикуривателем. Посередине располагается селектор коробки переключения передач, который выглядит довольно интересно. Возле ручки переключения передач расположились клавиши электрических стеклоподъемников, а под ней находится кнопка включения аварийной сигнализации.

От исполнения кузова зависят не только размеры, но и начинка в салоне. В кабриолете можно отыскать мощную систему кондиционирования и отопления, которая работает в автоматическом режиме. Это позволяет обеспечивать максимальный комфорт во время движения с поднятой и опущенной крышей. В качестве опции можно заказать установку сидений с подогревом. По заказу можно оснастить этот автомобиль полупрозрачной шторкой за задними спинками. Это обеспечивает минимальный обдув пассажиров при движении на больших скоростях с опущенной крышей. Полезное пространство багажного отделения составляло 230 литров.

Несмотря на то, что кузов Compact (хэтчбек) укорочен на 23 сантиметра, длинная колесная база позволила обеспечить один из самых больших салонов среди автомобилей своего класса. В качестве дополнительной опции можно было заказать версию, оснащенную мягким складным верхом. В оформлении салона не было никаких изменений. Полезное пространство багажника составляло 300 литров, но при необходимости можно было сложить спинки задних сидений, что позволяло получить 1030 литров объема.

Особенности

Коробки переключения передач от баварцев зарекомендовали себя с положительной стороны

Но необходимо обращать внимание на замену масла после прохождения каждых 20 тысяч километров и наблюдать за состоянием сальников. Нужно знать, какое масло и какие смазывающие жидкости с допуском BMW лучше всего применять

Автоматические коробки переключения передач предусматривают установку микропроцессорного управления, а также наличие переключателей режимов «зима—экономия—спорт». Очень редко можно встретить коробки JATCO от японцев, а также GM от французов на четыре ступени. Немецкие коробки ZF получили наибольшее распространение. Ремонтировать такие АКПП несложно, также как и достать для них детали.

Назвать ходовую часть автомобиля слабой очень сложно. Но без недостатков тут не обошлось, поскольку при быстрой езде, когда в машине находится много пассажиров, появляется большая вероятность сломать самый нижний виток на задних пружинах. Поэтому дрифт на таких автомобилях без должной подготовки осуществлять не стоит.

Экстерьер

К дизайну автомобиля баварцы приложили большое усилие. Передняя часть автомобиля лишена круглых фонарей. Но на самом деле они есть, просто скрываются за прямоугольной крышкой. Рельефности капота находятся на большем расстоянии между собой. Небольшие изменения также коснулись и решетки радиатора, но фирменный стиль с ноздрями она не утратила. Бампер также остался схожим с предыдущей моделью и поместил на себе привычный молдинг черного цвета. В нижней его части стали располагаться противотуманные фары.

Форма кузова получила более стремительные очертания, что является безоговорочным плюсом для автомобиля. Колесные арки получили еще большую ширину. Также был изменен и размер молдинга, который увеличился, что положительно сказалось на его внешнем виде. В верхней части автомобиля расположилась стильная линия. Была устранена окантовка стекол привычными хромированными материалами.

Задняя часть автомобиля поддалась наибольшим изменениям. В предыдущей версии кузова она была сильно низкой. В E36 ошибка была исправлена. В крышке багажника разместилось углубление, которое создает впечатление спойлера. Но на самом деле его там нет, он просто образуется формой багажника. Задние фонари стали квадратной формы, но получили галогенную начинку. На заднем бампере расположился широкий молдинг, а в нижней части разместилась защита из пластика.

BMW E36 купе отличался двухдверным исполнением и отличался от седана удлиненной на 8 см передней частью. Капот также имел несколько большие размеры, а под ветровым стеклом располагалась решетка для вентиляции. Крышка багажника была несколько укороченной. Также автомобиль выделялся присутствием более низкого и короткого багажного отделения. На широкие двери устанавливались безрамочные стекла. Фишкой этого автомобиля было то, что стекла опускались в автоматическом режиме во время открытия дверей, а после их закрытия поднимались и занимали правильное положение в уплотнителях. Окно, расположенное за дверью, устанавливалось сверху кузовной стойки, что давало ему возможность немного приоткрываться.

Кабриолет не отличался размерами от купе, но для увеличения жесткости кузова применялось усиление пола и установка более мощной рамки лобового стекла. Задняя панель автомобиля также была несколько усилена. Покупателям предоставлялась возможность в качестве опции получить жесткую алюминиевую крышу, при установке которой кабриолет ничем не отличался от автомобиля BMW E36 седан.

Размеры BMW E36 в кузове хэтчбек были несколько больше, и составляли порядка 4433 миллиметра в длину при ширине в 1698 миллиметров. На колесную базу при этом отводилось 2700 миллиметров. Высота кузова автомобиля составляла 1393 миллиметра. При этом конструкторам удалось достичь довольно внушительного дорожного просвета, который составлял 110 миллиметров.

Автомобили для Северной Америки

В Северной Америке единственной доступной моделью была 318 ti, вначале оборудованная 1.8 литровым двигателем M42 с линейным расположением цилиндров, с двойным верхним распределительным валом, имеющим эффективную мощность в 138 (103 кВт, 140 л-с.). В 1996 году, для достижения совместимости автомобиля с диагностическим стандартом OBD-II, двигатель M42 был заменен 1.9-литровым М44.

Автомобиль BMW E36 Compact был популярен на родном рынке в Европе, что подтолкнуло BMW в конце 1994 года (1995 модельный год) к продажам этой модели в Северной Америке. Но через очень короткий 4-летний период, в 1999 году, BMW прекратила импортировать E36 Compact в Северную Америку из-за вялых продаж. Также в BMW решили свернуть все поставки 4-цилиндровых автомобилей в Соединенные Штаты. Провал с E36 Compact стал препятствием для появления моделей E46 Compact на рынке Северной Америки, и послужил причиной, по которой BMW перед тем, как снова попытаться продавать автомобили в Северной Америке, изменила конфигурацию следующей за BMW Compact модели, BMW 1 серии, начав вместо хэтчбека выпускать купе.

Что вы получите?

Мало кто может сказать что-то плохое об инженерных решениях «компактов» платформы E46 3-й серии, но мнения о дизайне до сих пор разнятся. Основа формы старых моделей Compact осталась на месте, но детали дизайна стали более интересными и современными, хоть и спорными.

Передние фары в стиле Land и Range Rover, фонари в духе автомобилей Lexus – всё это не похоже на типичный стиль BMW, да и формы моделей серии Compact не всем пришлись по вкусу. Они выглядят весьма грубовато, если их припарковать рядом с Alfa Romeo 147 или даже Volkswagen Golf. В салоне ситуация лучше – хоть BMW теперь нельзя назвать идеалом эргономики, но приборная панель и интерьер мало чем отличаются от того, что можно встретить внутри стандартных автомобилей 3-й серии, и это хорошо. Конечно, можно заметить, что компания сэкономила на качестве материалов, но сделано это всё было со вкусом, поэтому вы вряд ли начнёте на это жаловаться, хотя сравнить с премиальными решениями от Volkswagen или Audi салон нельзя.

Основной проблемой старых BMW Compact, по мнению критиков, была нехватка пространства сзади. Более длинная колёсная база последних моделей решает этот вопрос, делая задние сиденья просторнее и эргономичнее. Багажный отсек более чем достаточен в своём объеме, BMW сообщают, что туда можно поместить даже стиральную машину, если сложить задние кресла. Идеальный пример нишевого маркетинга, однако…

Последние модели серии Compact обеспечивают отличный баланс между практичностью и мощностью.

Отличия рестайлинга от дорестайлинга

1997 год принес незначительную модернизацию внешности BMW 316i compact E36 и других кузовных исполнений. В гамму цветов кузова и обивки салона добавили дополнительные позиции. К стандартной комплектации добавили установку системы ABS для машин с бензиновыми моторами на 6 цилиндров. Асферические зеркала заднего вида получили функцию подогрева. Решетка радиатора и боковые указатели поворотов также не остались без изменений.

На автомобилях BMW E36 M43 добавили возможность заказной комплектации individual, предусматривающую установку новой разработки баварцев – автоматизированной коробки переда SMG на шесть ступеней. Это давало возможность передвигаться на автомобиле с автоматической коробкой, а при необходимости переводить её в ручной режим.

Изменения также коснулись и BMW 3 compact E36, на которую начали устанавливать моторы M52B25 на  2.5 литра, позволяющие развивать до 170 лошадиных сил максимальной мощности. Индекс модели — 323ti Compact.

Ходовая часть BMW 3 E36

Подвеска у 36-й BMW — «легендарная», так как много легенд о ней ходит в народе. Основные две — классно едет и ненадежная. Первая правда, вторая в зависимости от обстоятельств, а именно: от качества установленных запасных частей,  от «ездуна», от ухоженности (точнее своевременности замены элементов подвески).

Передняя подвеска — это однорычажный McPherson, на рычаге установлены две шаровые опоры, которые меняются отдельно, что существенно удешевляет ремонт (рычаг LEMFÖRDER стоит около 150$, а две шаровые обойдутся в 60$). Задняя подвеска Е36 независимая, с тремя рычагами и множеством сайлентблоков. Каждый сайлентблок можно поменять отдельно, и стоят они не дорого, но при покупке проверка обязательна, так как если придется менять всю заднюю подвеску (обычно это происходит после пробега 200-250 тыс.км.), сумма «накапает» ощутимая.

Средний срок службы сайлентблоков, при «человеческой» эксплуатации — 80 тысяч километров, стоек стабилизатора — 60 т.км., наконечников рулевых тяг около 45 000 км. (это если ставить оригинальные запчасти или качественную замену).

Кузов и комплектации

При покупке старой машины вопрос коррозионной стойкости кузова один из самых главных. У Е36-го кузова эти проблемы имеются, но не глобальные. «Живую» машину реально найти даже сейчас, особенно если предыдущие хозяева не пренебрегали средствами антикоррозионной защиты (обработка днища, порогов и наличие подкрылок). Проблемные места довольно традиционны – пороги, арки (особенно задние), крышка багажника и капот (по бокам, под герметиком), а также нижняя часть (кромка) дверей. У БМВ 3 E36 есть и «эксклюзивные» кузовные проблемы – это стаканы (чашки) задних опор, да и передних тоже, особенно если установлен тяжелый 6-цилиндровый двигатель. Стаканы эти «уходят» в сторону, а иногда опоры даже вырывает с «мясом». Это просчет конструкторский, поэтому такое может случится даже на не ржавом автомобиле. BMW выпустила специальные ремкомплекты и усилители для ремонта и профилактики, также многие владельцы «тройки» в 36-м кузове, устанавливают специальные распорки как спереди, так и сзади.

В салоне тесновато, но кресла удобные, водитель получается «зажатым» между дверью и широким центральным тоннелем. Это располагает к более драйверскому стилю вождения, тем более на БМВ 3-й серии можно себе такое позволить. Необходимо сесть в машину, чтобы понять нравиться ли Вам такая спортивная посадка. Сзади тоже места маловато, но при росте до 180 см. комфортно разместится возможно, правда только двоим (третьим можно посадить человека, который Вам не очень нравиться, пусть помучается). Багажник нормальных средних размеров – 435 литров, жаль только заднее сидение не откидывается.

Двигатели Е36

Многие «бимероводы» считают, что весь потенциал BMW 3 E36 можно раскрыть только с шестицилиндровыми двигателями, и они отчасти правы. У каждого водителя свои понятия о «потенциале», и многим достаточно мощности двигателя 1,6 или 1,8 литра, особенно для повседневных передвижений по городу. Но при выборе б/у автомобиля, следует учитывать, что BMW «тройка» — это автомобиль с драйверским уклоном, и немало владельцев выжимают все «соки» из этих двигателей, чтобы показать, что у них «настоящий» БМВ.

316i — 1,6 (M40B16 — 100, M43B16 — 102 л.с. ) — кроме относительно малой мощности, главной проблемой двигателя М40, является ремень ГРМ вместо цепи, как на всех остальных двигателях BMW 3 E36. Двигатели этой серии ставили на автомобили первых годов выпуска, а точнее до 1994-го года, потом стали устанавливать более усовершенствованный М43, с цепью ГРМ.

318i — 1,8 (M40B18 — 113, M43B18 — 115 л.с. ) — как говорится «смотрите пункт первый», отличие только в 13-ти лошадях.

320i — 2,0 (M50B20, M52B20 — 150 л.с. ) — рядный шестицилиндровый, довольно удачный и надежный двигатель с большим ресурсом работы. М50 выпускался только до 1995 года, но считается более надежным и ремонтопригодным, поскольку блок цилиндров у него чугунный, а у М52 алюминиевый с покрытием NICOSIL. А покрытие это плохо (хуже чем чугун) реагирует на вредные элементы топлива, особенно серу. Износ поршневых колец на М52 тоже более частое явление, так как они меньшей высоты. С двухлитрового двигателя начинается удовольствие от вождения БМВ 3 в 36-м кузове.

323i, 325i — 2,5 (М52B25 — 170, М50B25 — 192 л.с. ) — 170-ти сильный двигатель (индекс авто с таким двигателем 323i) — это дефорсированный в угоду европейских экологических норм мотор, который по характеристикам, практически не отличается от 192-х сильного, те же 8 с. до сотни. Плюс те же различия между М50 и М52, что и в двухлитровом варианте.

328i — 2,8 (M52B28 — 193 л.с. ) — самый мощный двигатель в линейке (не считая 3-х литрового, который устанавливали только на версию М3). Благодаря высокому крутящему моменту мотор обладает «тепловозной» тягой и способен разогнаться до ста километров за 7,3 секунды.

318tds — 1,7 (M41D17 — 90 л.с.), 325td, tds — 2.5 (M52D25 — 115, 143 л.с.) — дизельный двигатель на Е36-м с индексом М41 более надежный и экономичный, но 90 сил позволяют только спокойно передвигаться в городском потоке или на трассе, без шалостей. М52 тоже двигатель не особо капризный, основные проблемы возникают с топливным насосом. Часто требует замены плунжерная пара ТНВД, замену необходимо проводить на качественном дизельном СТО, с настройкой насоса. При покупке дизельного Е36 можно довольно легко проверить состояние плунжерной пары, для этого необходимо просто прогреть двигатель до рабочей температуры и заглушить, через 10-15 минут попробовать завести, если двигатель долго крутит или вообще не заводится, то ремонт обеспечен.

325tds отличается от 325td только наличием интеркулера, другими «мозгами» и большим давлением в турбине, благодаря этому составляющим мотор мощнее на 28 л.с. Радиатор кондиционера на «тдске» тоже не такой как у других Е36-х, и стоит в два раза дороже.

В силу возраста и особенностей эксплуатации в наших реалиях, на покупку дизельного Е36 можно решиться только при наличии в зоне доступа качественного дизельного сервиса, на котором Вы сможете сделать диагностику перед покупкой, и в дальнейшем обслуживать автомобиль.

Главная и общая проблема для всех двигателей БМВ третьей серии (и не только третьей), является система охлаждения. «Благодаря» её стараниям «погибло» немало двигателей. Первой может постараться вязкостная муфта (вискомуфта), но её состояние легко проверить. Необходимо сложить газету или журнал (главное пальцы и энциклопедию не пихать), и с их помощью на прогретой и заведенной машине попытаться остановить вентилятор охлаждения. Если вентилятор остановился или существенно замедлился, то скорая замена вискомуфты гарантирована. Обязателен для проверки и радиатор, который инженеры BMW решили совместить вместе с расширительным бачком, что оказалось не очень удачной мыслью, поскольку, как раз в месте соединения, очень часто образовывается течь. Лечить это практически бесполезно, чаще необходима замена радиатора (только не берите китайский, деньги на ветер).

Коробки передач

Механические коробки передач на БМВ Е36 очень надежны, если придерживаться регламента замены масла — каждые 40-50 тыс. пробега. Одновременно следует поменять масло и в редукторе, кстати на качестве масла лучше не экономить, «неправильным» маслом (если есть блокировка дифференциала, то заливается другой тип) легко можно «убить» редуктор (могут потечь сальники, а в худшем случае будет клин). После 200 тысяч пробега следует внимательно следить за сальниками МКПП. Масло для коробки, как автоматической, так и механической, следует подбирать ориентируясь строго на «шильдик» на самой коробке, так как возможны варианты.

Автоматы на тройку ставились разные: французские, японские, американские, но подавляющее большинство — это ZF немецкого производства. Надежность и ремонтопригодность АКПП не вызывают нареканий. Необходимо следить за сальниками, так как потеря масла для автоматической коробки равно «смерти» (не стоит игнорировать даже маленькое подтекание). Надежность коробок не освобождает от элементарных проверок перед покупкой: масло не должно вонять горелым, цвет масла не должен быть черным, а также не допускаются никакие дергания или пробуксовки при переключении. Если туго переключаются передачи, то «на подходе» тросик переключения передач, б/у ходят не долго, а новый стоит около 100$.

При диагностике не забудьте проверить состояние крестовины и подвесного подшипника карданного вала, в случае плохого состояния можно «доездиться» до замены кардана целиком. Средний срок службы эластичной муфты — 250 тыс. км.

История BMW Compact

Для журналистов отрицательное отношение к моделям Compact уже давно стало привычкой. Обычно они сразу навешивают на эти автомобили ярлык продукта, сделанного исключительно для быстрого заработка и не относящегося к традициям компании. Это мнение имеет право на жизнь, да и было весьма правдивым в случае самых первых Compact, выпущенных в 1994.

E36 M3 Compact

Но BMW поняли свою ошибку и быстро исправили ключевые проблемы, сделав серию более серьёзным решением и обеспечив модели разнообразными двигателями и опциями. Но восстановление репутации – дело сложное, поэтому многие смотрят на владельцев Compact так, будто те готовы отдать последние деньги, лишь бы управлять автомобилем с желанным логотипом.

Частично это, возможно, и правда, но есть немало энтузиастов, считающих Compact прекрасными повседневными моделями, к тому же и ценящими их редкость. В конце концов, как много на рынке заднеприводных хэтчбеков с прекрасным управлением? Сравниться может только C-Class Sport Coupe от Mercedes, но это единственный достойный конкурент.

BMW E46 Compact

BMW E46 Compact появились в продаже в августе 2001 года, именно тогда на рынок вошли 316ti и 325ti. Примерно через месяц за ними последовали модели 318ti and 320td. 325ti была первым «компактом» с шестицилиндровым двигателем, а её продажи были впечатляющими. В 2003 году BMW представила Sport-версии среди всех двигателей серии, а также более бюджетные решения с индексом SE. Автомобили Compact были постепенно вытеснены после появления 1-й серии в начале 2005 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector