Bbs

Типичные функции BBS

Интерфейс файлового меню типичной BBS

  • Файловые архивы (на модемных BBS обычно файлы сначала выбираются из найденных поиском или через список, а потом скачиваются)
  • Объявления (могут показываться, например, при входе)
  • Эхоконференции (аналог в Интернете — форумы и конференции usenet, чтение или отправка сообщений с пойнт-адреса BBS, как правило единый адрес)
  • Электронная почта
  • Чат с сисопом
  • Чат с другими пользователями на многолинейных BBS — возможность общаться с другими подключёнными пользователями в режиме реального времени (аналог в Интернете — Instant Messenger, IRC);

Конфигурационная утилита для программного комплекса RemoteAccess BBS с окном параметров учётной записи нового пользователя представляет собой типичный интерфейс программных продуктов того времени для конфигурирования настроек BBS.

Уровни доступа

Диалог настроек групп доступа разрабатываемой программы OpenTG BBS

У каждого зарегистрированного пользователя на BBS может быть установлен уровень доступа, как правило от twit (самый нижний уровень, при котором доступ вообще закрыт) до SySop (с полными правами). В зависимости от этого уровня может варьироваться суточное время доступа к станции и лимит времени на сессию, лимит на скачивание файлов (суточный и сессионный), возможность создания сообщений и привилегии в различных почтовых областях и группах почтовых областей, режим использования чата с системным оператором и т. п. Уровни доступа и привилегии реализуется различными механизмами в зависимости от используемого программного обеспечения BBS. Так, Maxumus использует символьные обозначения уровней доступа («twit», «limited», «normal» и др.), а в RemoteAccess уровень доступа задается 16ти битным беззнаковым числом. Помимо этого реализована система контроля и управления пользовательскими флажками, представляющими собой набор из 32х логических переменных для каждого пользователя. Система флажков позволяет менять степень взаимодействия пользователей даже одного числового уровня доступа, например, при сохранении единых временных лимитов, привилегированным пользователям может быть предоставлен доступ к скрытым пунктам меню, почтовым и файловым областям и расширенные права работы в них. Система IN-MENU, наследует механизм уровней доступа RemoteAccess, предоставляя дополнительно возможность выполнить индивидуальный скрипт для каждого пользователя или группы. Tornado BBS поддерживает числовой уровень доступа и систему флажков, задаваемых строкой латинских символов поэтому, их может быть 25 — по числу букв латинского алфавита.

Технологии

BBS могли быть как автономными, так и связанными с другими BBS (обычно через Фидонет).

Для доступа к BBS необходимы телефонная сеть, модем и программа-терминал (minicom, Y-term, ZOC (англ.), Telix, Hyper Terminal, Terminate, Telemax и другие). Некоторые BBS доступны также (или исключительно) через Интернет по протоколу telnet.

Экранная заставка, демонстрирующаяся пользователю при подключении к системе сообщений BlueWave, выполненная ANSI-графикой.

Пользователь BBS запускает программу-терминал, инициирует в этой программе телефонный звонок на номер BBS, после соединения BBS предлагает авторизоваться (ввести логин и пароль) либо зарегистрироваться как новому пользователю и после успешного логина пользователя предоставляет ему доступ:

  • к «доске объявлений», где каждый или избранные могут публиковать новости и объявления (с этой функции и начинались BBS);
  • к тематическим конференциям (подобно современным веб-форумам), с развитием BBS конференции распространялись между BBS по сети Фидонет и стали называться эхоконференциями;
  • к каталогам обмена файлами, каждый файл сопровождается описанием и счётчиком скачиваний, для пользователей может учитываться рейтинг загрузок/скачиваний.

В дополнение к онлайновому доступу к конференциям были разработаны способы оффлайнового чтения конференций с помощью QWK (англ.) и Blue Wave (англ.). Пользователь соединялся с BBS, скачивал на свой компьютер файл-пакет с сообщениями, отсоединялся. Читал сообщения, писал ответные и новые сообщения в конференции, которые затем программой QWK или Blue Wave собирались в пакет. В наиболее свободное время работы BBS пользователь снова соединялся с BBS, закачивал на неё пакет со своими сообщениями и скачивал пакет с сообщениями, которые оставили на BBS другие пользователи за время, прошедшее с его предыдущего звонка на BBS.
Для организации BBS необходимо специальное программное обеспечение.

Приветствие Neon_#2 BBS (Tornado)

Представление

Работа с большинством BBS производится с помощью терминальной программы в текстовом режиме.

Заставка с ANSI-графикой, отображаемая пользователю, подключившемуся к BBS с гостевой учётной записи.

Могут использоваться режимы «простой текст» (8-битные символы без цветовых кодов и очистки экрана), ANSI (текстовое расширение ASCII с возможностью цветового выделения, позволяющий создавать псевдографические рисунки) и AVATAR (англ.) (более эффективный двоичный протокол с возможностью передачи растровой графики).
Для улучшения восприятия и оформления на BBS помимо текста широко использовались рисунки, выполненные посредством ANSI-графики. Кроме чисто прикладных функций (обмен файлами, сообщениями — см. «Типичные функции BBS») немаловажен был эстетический фактор: со вкусом оформленная и с хорошим наполнением BBS привлекала больше пользователей. Обмен впечатлениями от оформления и обсуждение посещенных BBS было нередким в локальных экохонференциях, эхоконференциях Fido и альтернативных сетей.
Позже был разработан протокол RIPscrip (англ.), поддерживающий векторную графику и указательные устройства ввода, не получивший широкого распространения на территории Российской Федерации. Официальный редактор RIPscrip был платным, а вскоре BBS уступили популярность Всемирной паутине с HTML.

Современное состояние[править]

Пик распространения BBS в России пришёлся на 1995-1999 гг. и совпал с пиком развития Фидонет. В дальнейшем количество станций неуклонно сокращалось. По результатом проверки, проведенной модератором RU.BBSNEWS, на конец 2017 г. в России насчитывалось 5 BBS, входящих в Фидонет.
Снижение популярности и закрытие BBS связано главным образом с удешевлением доступа к Интернет — провайдеры обеспечивали многолинейность и высокую скорость соединения, а в ближайшие годы стало сопоставимым по стоимости и доступным выделенное подключение.
Сказалось и массовое прекращение разработки и поддержки программного обеспечения для организации BBS их производителями. Некоторые системные операторы не смогли адаптировать BBS для работы с современными операционными системами, механизм доступа к коммуникационным портам в которых отличался от используемого программным обеспечением BBS ранее. Сказалась и подверженность ПО BBS «проблеме 2000 года», отказ выполнения на современных процессорах .
Тем не менее, опытные системные администраторы организовывают «скрытые» BBS с целью получения удаленного доступа к своим компьютерам и серверам при проблемах с интернет-соединением и невозможности подключения посредством стандартных TCP/IP программ удаленного администрирования. В этом случае BBS обслуживает ограниченное число пользователей, а ее телефонный номер, вопреки сложившейся практике работы BBS, широко не распространяется. Такой механизм доступа к своей системе является аварийным и позволяет провести файловые операции, исправить конфигурационные файлы, перезагрузить компьютер или зависший роутер, выполнить команды операционной системы и т.п. Также BBS с коммутируемым доступом могут служить для управления системами Умного дома в качестве основного или резервного канала обслуживания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector